25 марта 2013 г.

Читаю

Чарльз Диккенс "Большие надежды"
Всю жизнь мы совершаем самые трусливые и недостойные поступки с оглядкой на тех, кого в грош не ставим.
 Ах, Диккенс!..
Разве есть еще на свете автор, так намертво приковывающий внимание к своим произведениям, обещая разгадку страшной тайны, а по ходу развития сюжета раскрывая все новые и новые детали головоломки? 
Серьезные социальные проблемы, пороки общества, облаченные в канву из поистине мистического переплетения судеб с нитями искрометной иронии, у него раскрываются легко и свободно без малейшей тени нотаций и нравоучений. 
Восхитительная атмосфера старой холодной и серой Англии, согретая горячими порывами человеческих сердец, пламенеющих чувств и эмоций давно и надежно пленяет многие светлые умы.
И как же импонирует мне это неизменное чувство справедливости, идеальная концовка, где каждый обязательно получает по своим заслугам.

Дафна дю Морье "Ребекка"
Очень неоднозначные впечатления от романа.
Потрясающий сюжет... и все.
Такое ощущение, что краткий пересказ прочла.
Одноименный фильм Хичкока гораздо больше вызывает эмоций.
Там и готика, и психологический триллер, и восхитительные краски (несмотря на то, что фильм черно-белый ;)), и персонажи такие цельные, такие живые...
В книге же все так плоско, тускло и поверхностно.
Почему я не слышу шума моря, не чувствую аромата рододендронов, не ощущаю незримого присутствия Ребекки? Почему я не смогла проникнуться атмосферой, уйти туда и прожить все вместе с героями, как обычно бывает с хорошими книгами?
В общем, я думаю, все мои претензии - претензии  к переводчику. Пожалуй, стоит попробовать дю Морье в оригинале...

Финн "Здравствуйте, мистер Бог, это Анна"
Что? Что за...?
Девятнадцатилетний детина, лежа в постели с совершенно чужой ему пятилетней девочкой, рассуждает о любви и сексе? Оооо! И вот только не надо мне рассказывать, какая между ними чистая и исключительно духовная близость, ведь текст просто пестрит его восхищением, какое у Анны гибкое тело, чудесная фигурка феи, восхитительные шелковистые волосы и такие мягкие и нежные руки. Фу-фу-фу!
Я ханжа? Нет, просто мама такой же шестилетней Анны, которая временами обескураживает своей наивной мудростью, а временами такая глупышка.
Кажется, автор слишком буквально понял выражение "Устами младенца глаголет истина". Все эти псевдофилософские рассуждения о "мистере Боге" не производят особого впечатления, а вот глупейшие физические и географические ошибки и совершенно фантастические опыты отвращают от текста окончательно.
Ребенок, услышав на улице жужжание шмеля, повторяет этот звук на пианино, затем видит какие-то цифры на подключенном к клавишам осциллографу (!!!) и с помощью логарифмической линейки высчитывает частоту взмахов крыльев? Класс! А Франция совершенно точно находится на востоке от Лондона! Выбрасывайте свои карты! Господину Финну лучше знать!
Но все же есть в книге один момент, который привлек мое внимание. Любопытным показался описанный подход к воспитанию и обучению: не нужно читать ребенку нотаций и заталкивать ему в голову знания силой - гораздо эффективнее задавать вопросы и, аккуратно направляя рассуждения в нужное русло, привести к правильному выводу. А уж искреннее дружеское восхищение - совершенно точно гораздо лучший стимул, чем снисходительная похвала взрослого наставника.
Предметам, замыслам, делам - всему,
Что миром называют,
Она названия дает, в идеи, в суьбы облекает.
И так, свободу обретая, не повинуясь никому,
Они украдкой проникают сквозь чувства
К спящему уму.
Джон Стейнбек "Гроздья гнева"
Жуткая книга. Тягучая и заунывная, тяжелая и мучительная.
Кинг, Хичкок, говорите? С сегоняшнего дня настоящим мастером кошмара и ужаса для меня стал Стейнбек. Кошмара тем более страшного, что абсолютно реального.
В эту книгу уходишь с головой, проживаешь каждое ее мгновение. Не успеешь перелистнуть и нескольких страниц, как ты уже шагаешь вместе с героями по пыльной дороге, трясешься в раздолбанном грузовичке, собираешь ароматные персики и мокнешь под проливным дождем... Но автор не дает расслабиться, периодически встряхивает, приподнимает над землей, позволяя разглядеть масштабы общей картины бедствия. И - снова с головой в ушат. Такое вот крещение по Стейнбеку.
А еще это ода женщине и ее роли в семье и мире. И финальная сцена ставит в ней огромный жирный восклицательный знак с многоточием.
Говорят, всплыть на поверхность можно только оттолкнувшись от дна. Хочется верить, что это именно оно, и герои не сдаются, продолжают барахтаться. Так что финал, несмотря на весь ужас ситуации, на мой взгляд, все же полон символичной надежды.
В кои-то веки после прочтения книги у меня нет для вас цитат. То есть их так много... В общем это надо читать. Это НАДО читать. Трясясь от негодования, с шумом от пульсации вен в ушах, до крови кусая губы и сгрызая ногти до мяса... читать.

P.S. У меня сейчас в жизни довольно тяжелый период. Стою на пороге больших перемен и не решаюсь ни сделать шаг вперед, ни повернуть обратно... Наверное, не случайно именно сейчас я пережила "Гроздья гнева". Жизнь женщины - река, в которой она может лишь постараться обойти водоворот и преодолеть порог с наименьшими потерями.  Верю, что течение и меня куда-нибудь да вынесет. 

6 комментариев:

  1. Обожаю Диккенса!!! Любимая - Крошка Доррит, потом Дэвид Копперфилд и Большие надежды!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, пожалуй, я тоже обожаю. Крошку Доррит не читала, спасибо, добавлю в список!

      Удалить
  2. Заинтриговал книга "Гроздья гнева". Записываю. P.S. тоже интригующий. Желаю, тебе, Алёна, тёплого течения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Тань... Нервная такая книга. И идет тяжеловато.
      За пожелание спасибо. :) Надеюсь поможет.

      Удалить
  3. Аленка, мне очень приятно всегда читать твой блог и вот тебе моя награда http://tanyahodkevich.blogspot.com/2013/03/blog-post_26.html#more. Спаибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! :) Только у меня больше 200 читателей. ;) Так что к молодым блогам меня не отнести... Но картинка красивая и мне очень приятно.

      Удалить