6 июня 2014 г.

Читаю

Сомерсет Моэм "Бремя страстей человеческих"
Как же тяжело писать отзывы о классической литературе! 
Настоящая классика - это кусочек жизни во всей ее полноте и многогранности, это ненавязчивый живой урок истории, философии и психологии. Вряд ли такое произведение может удивить какими-то смелыми экспериментами с языком и стилем. Вместо этого оно неспешно и неторопливо пробуждает разум и чувства. Ничего не навязывает, но открывает многое. В том числе и в нас самих.
А еще подобные произведения позволяют каждому из нас прожить вместо своей одной единственной сотни и тысячи чужих жизней, полных ошибок и страданий, радостей и достижений, пересекая время и расстояние в поисках своего единственного верного пути и места в этом мире.
Один из признаков писательского гения заключается в том, что люди различных убеждений находят в нем каждый свои собственные источники вдохновения.
Кэтрин Стокетт "Прислуга"
Ну уж кажется, в Америке на тему расизма и борьбы за равенство не писал ничего только ленивый. =)
И все же у Стокетт получилось очень и очень мило. Быть может, потому что ее творение лишено этой неистовой правозащитной горячки и ненависти? Некоторая неоднозначность авторской позиции, тоска по уютному прошлому девочки-южанки, парадоксальная возможность теплоты отношений между многими белыми и их черной прислугой - в этом я вижу отход от стандартов освещения данной темы. 
Тема жизни маленького городка как зеркала общества в целом - одна из моих любимых в литературе и кино. Это, конечно, не "Догвилль", но... кое-какие параллели провести можно.
Тем больше разочаровала конфетно-леденцовая экранизация без малейшей нотки страха и отчаяния, которые так заметно пронизывают книгу. Сказка про Золушку какая-то, красивая и сладенькая. А разве Эмма Стоун хоть чем-то отдаленно напоминает Скитер?! Остроносую и нескладную худышку Скитер?!
И еще... Если выбирать между Кэтрин Стокетт и Фэнни Флэгг, я все же предпочту Флэгг. В ее "Жаренных зеленых помидорах", на мой взгляд, гораздо больше общечеловеческих ценностей и меньше... размахиваний американским флагом. ;)

Мишель Уэльбек "Платформа"
На этот раз Уэльбеку действительно удалось открыть мне этот мир с совершенно другой стороны...
Сложно собраться с мыслями, чтобы изложить свои впечатления внятно и связно. Попробую хотя бы тезисно.
Во-первых, секс-тур в великолепный Тайланд в шкуре среднего мужчины среднего же возраста. Вау! Это было... необычно. И... хм... круто!
Во-вторых, любовь. Вопреки всему у Уэльбека она почему-то существует. И по пресловутой западно-демократической традиции неразрывно связана со свободой и раскрепощенностью. Вот только так откровенно похожа на красивую идеальную картинку, что не оставляет ни малейшего шанса поверить в ее реальность.
В-третьих, Восток vs Запад. Как настоящий эскейпер, Уэльбек ищет спасение от прогнившего насквозь материального западного мира в красоте и духовности нищего востока. Идея, в общем, не нова. Вот только на двух стульях не усидишь, и попытка объединить эти враждующие миры очень быстро заканчивается крахом. А собственно, чего же вы хотели? Куда ж со своим свиным-то рылом да в калашный ряд? Века движения в противоположных направлениях и миллиарды кровавых нефтедолларов сделали свое дело.
И мораль... Ясно и четко она выражена самим автором:
Я до конца своих дней останусь сыном Европы, порождением тревоги и стыда; я не смогу сказать ничего обнадеживающего. К Западу я не испытываю ненависти, только огромное презрение. Я знаю одно: такие, как мы есть, мы смердим, ибо насквозь пропитаны эгоизмом, мазохизмом и смертью. Мы создали систему, в которой жить стало невозможно; и хуже того, мы продолжаем распространять ее на остальной мир.
Но я бы не назвала книгу безысходной и пессимистичной. Уэльбек позволяет заглянуть на крайнюю сторону тьмы, в ту пучину, к которой мы движемся по указанному им пути. И если вы лично категорически не находите в себе главного героя, разве не является это главным символом надежды? И чем сильнейшее отторжение вызывает эта книга у читателя, тем больше его шансы на спасение. Разве не в этом кроется весь смысл творчества Уэльбека?
И уж кому как не нам, русским, видеть здесь надежду. Ведь мы всегда где-то посредине: между Западом и Востоком, между диктатурой и демократией, между духовным и материальным...

Ирвинг Стоун "Жажда жизни"
В самой сути природа и истинный художник всегда в согласии. Может быть, потребуются многие годы борьбы и стараний, прежде чем природа подчинится художнику, но в конце концов даже очень плохая работа станет хорошей, и труд оправдает себя.
Уф, наконец-то я закончила! Это палящее солнце, всепоглощающая угольная пыль, эта безумная решимость и упорство на грани одержимости почти выжгли меня дотла. Тяжелая, жгучая, ядовитая книга в черно-желтых жестких контрастных тонах. Тревожная и мучительная, собственно, как и все творчество Ван Гога в моих глазах.
Когда я пишу солнце, я хочу, чтобы зрители почувствовали, что оно вращается с ужасающей быстротой, излучает свет и жаркие волны колоссальной мощи! Когда я пишу поле пшеницы, я хочу, чтобы люди ощутили, как каждый атом в ее колосьях стремится наружу, хочет дать новый побег, раскрыться. Когда я пишу яблоко, мне нужно, чтобы зритель почувствовал, как под его кожурой бродит и стучится сок, как из его сердцевины хочет вырваться и найти себе почву семя!
Это история великого художника, но несчастного одинокого человека, непонятого и проклятого практически всеми изгоя. И одновременно это история огромной веры в себя и свое предназначение, невероятного упорства в стремлении к мечте.
Тому, кто хочет действовать, нечего бояться неудачи. Когда я вижу пустой холст, который глупо уставился на меня, я беру в руки кисть и мгновенно покрываю его красками.
Мне кажется, теперь я понимаю, почему же мне никак не удается искренне полюбить искусство импрессионистов и последовавших за ними модернистов. Их творчество эгоистично и в большей мере выражает личность автора, чем окружающую действительность. Художник отображает свое видение мира и вероятность того, что оно совпадет с видением зрителя крайне мала. Я могу научиться понимать, уважать подобное творчество, но я никогда не смогу искренне его полюбить, если не воспринимаю мир так же. 
И если изначально импрессионизм был революцией, бунтом, борьбой - его можно уважать хотя бы за это, - то творчество современных его последователей, на мой взгляд, это всего лишь красочные картинки в угоду публике. Это ярко, мило и симпатично... и только.

6 комментариев:

  1. Ирвинг Стоун "Жажда жизни" - читала, мне понравилось, я стала понимать его творчество. Художник должен быть голодным...
    "..Тяжелая, жгучая, ядовитая книга в черно-желтых жестких контрастных тонах..." У меня тоже в голове еще пару дней желтые пятна бликовали... Хорошо написано...

    Кэтрин Стокетт "Прислуга" - смотрели кино, книги не читала, без книги ничего так, понравился фильм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. После фильма книгу уже не рекомендую. Совершенно другая вещь. Раз уже успела яркая картинка понравиться, не надо. Все эти яркие платьица а-ля 60-е... Красиво, согласна! Особенно мне Селия Фут (блондинка-простушка) понравилась. И в книге, и в фильме. :)
      А актриса, которая играла Мини, кстати, оказывается была прототипом ее книжной героини. Действительно, я так ее и представляла. Но Эмма Стоун - Скитер?! Это никак не укладывается в голове. Я предсталяла ее... ой, есть такая актриса худенькая полупрозрачная блондинка с живыми глазками и острым носиком... Ой-ой-ой... Вспомню - скажу! )))

      Удалить
  2. О, "Жажда жизни" для меня стала открытием импрессионизма, так много изучала в библиотеках - работу целую написала и получила за нее тройку ))) Преподаватель не верила, что я самостоятельно ) А для меня, как награда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вот и для меня многое открылось этой книге. Все эти сборища и споры художников о мастерстве... Интересно было! Но о самом Ван Гоге тяжело читать. Уж очень глубоко автор погрузил нас в его личность.

      Удалить
  3. Я считаю, Эмма Стоун прекрасно справилась с ролью. Фильм меня очень тронул. Может, книга бы тронула больше, но, боюсь, читать бы я ее не взялась, а вот фильм посмотреть - другое дело.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Эмма Стоун вообще прыгнула выше себя в этой роли! Я не понимаю, кто выбрал ее на эту роль изначально. Т.е. как можно было увидеть в ней Скитер.

      Удалить