4 августа 2014 г.

Читаю

Анна Гавальда "Утешительная партия игр в петанк"
"Нежный Уэльбек"... Хм... Действительно, что-то общее есть...
Тяжелый язык у Гавальды в этом романе, эмоциональный очень - настоящий поток сознания
По сути роман очень похож на ее же "Глоток свободы" и теперь я в еще большем недоумении: "Глоток" вышел на 2 года позднее, но... зачем??? Если тема гораздо лучше и полнее уже была раскрыта в "Партии"... "Глоток свободы" теперь напоминает мне, скорее, небольшой эпизод из "Утешительной партиии игры в петанк" - недоигранный такой эпизод с теми же по сути героями, с похожим настроением, но большим количеством пустых ненужных внешних подробностей.
И все же Гавальда чудесна, интеллигентна и, не побоюсь этого слова, аристократична... Она не дает расслабиться: и вот я уже слушаю композиции Леонарда Коэна, смотрю на то самое фото Чета Бейкера, любуюсь Афродитой Каллимаха... Мне показалось это необходимым. Раз уж автор поставила себе целью погрузить читателя в сознание своего героя...
И было невыносимо скучно и душно в этом сознании до встречи с Кейт. Она спасла для меня весь роман. Чудесный, живой, искренний и настоящий образ. Хорошо так... 
Глоток свободы. И еще один. И еще... И так до последнего вздоха.
То, что было потом, называется счастьем, а со счастьем сложно.
Не расскажешь.
Так считается.
Так говорят.
Счастье пусто, слащаво, boring и всегда утомительно.
Счастье надоедает читателю.

Станислав Лем "Солярис"
Что вам реально пригодилось в жизни из занятий по философии?
Со мной, к примеру, навсегда остались две главные фразы. Высказывание Гераклита "В одну реку нельзя войти дважды" помогает давать жизни второй шанс. И третий... И четвертый, если потребуется. Она такая, эта река, измечивая и непостоянная, совсем как... Солярис.
Вторую мысль приписывают Сократу: "Я знаю только то, что ничего не знаю". И никакие научные авторитеты не имеют значения, ведь ребенок со своим багажом одних лишь чувств, эмоций да врожденной интуиции зачастую оказывается мудрее всех ученых мудрецов мира. Стоит ли говорить, что в науку я не верю, а будущего боюсь. Потому и живу здесь и сейчас, радуюсь и люблю то, что есть, что послано мне судьбой. И разве стоит искать в этом какой-то высший смысл или цель?
Как можете вы понять океан, если уже не в состоянии понять друг друга?

Олег Дорман "Подстрочник. Жизнь Лиллианны Лунгиной"
Пристрастно, однобоко, занудно.
Знаете, когда я поступала в пединститут (признаюсь, был такой факт в моей биографии, мечтала продолжить педагогическую фамильную династию), на письменной работе меня нагло и несправедливо зарезала престарелая профессорша-еврейка, при этом откровенно поставив высший балл за совершенно чистый листок моему однокласснику (догадайтесь о его ярко выраженной национальной принадлежности сами). А на апелляции мне выпала честь пообщаться с ней с глазу на глаз и обсудить мою работу... Подобного лицемерия я, кажется, никогда больше и не встречала.  Да и вообще по жизни как-то так вышло, что ни одного доброго слова в отношении представителей этой нации сказать не могу. Поэтому все завывания об исключительности этого народа и несправедливых гонениях меня не трогают, уж простите. Сами хороши. 
Да и вообще, чем больше узнаю фактов из истории начала 20-го века, тем больше убеждаюсь - не случайными были погромы, ох, не случайными. Попили сионисты русской кровушки, ох, попили. Как там говорил Твардовский? - "А сало-то русское едят!"
Книга эта в очередной раз обманула мои ожидания. Портрет симпатичной молодой и жизнерадостной девчушки на обложке, название и аннотация позволяли надеяться, что  все-таки будет в ней чуточку больше доброты и литературы, чем желчи и политики. К сожалению, я ошиблась.
И мне совсем не хочется ругать эту книгу. Да и права я такого не имею. Все же это жизнь человеческая... Но впечатление она произвела, скорее, неприятное. Отталкивающее такое впечатление. Как бывает и с людьми.

Курт Воннегут "Бойня номер пять или крестовый поход детей"
Господи, дай мне душевный покой,
чтобы принимать то, чего я не могу изменить,
мужество — изменять то, что могу,
и мудрость — всегда отличать одно от другого.
Очередная для меня книга моего самого любимого из американцев в очередной раз утвердила мое к нему отношение. К сожалению, я не уверена, что поняла до конца, что же он хотел до меня донести. Такие дела.
Большинство идей Воннегута мне очень близки. Но сформулировать их в двух словах никак не получается. Это что-то... на уровне эмоций, чувств, подсознания.
Именно эта книга, а не Хэммингуэя, должна была называться "Прощай, оружие". Именно такого глубокого смысла и впечатляющего опыта я ждала под этим названием.
Но Воннегут, как всегда, абсолютно честен и понимает всю абсурдность каких-бы то ни было антивоенных выпадов и ожиданий. Потому что желание убивать заложено где-то в самой природе человека. Кто-то боится обнаружить в себе и тень этого желания, а кто-то оправдывает его обстоятельствами непреодолимой силы. Но ведь нам действительно не выжить в миролюбивой быстрорастущей цивилизации с главенством гуманизма. Земли на всех не хватит. Патовая ситуация. Такие дела...
История про денежное дерево.
Вместо листьев на дереве росли двадцатидолларовые бумажки, вместо цветов - акции, вместо фруктов - бриллианты. Дерево привлекало людей, они убивали друг друга, бегая вокруг ствола и отлично удобряли землю своими трупами.
 Неужели Воннегут - фаталист? Мне не померещилось?

3 комментария:

  1. Спасибо за Ваше мнение, интересно! Некоторые книги действительно заинтересовали.

    ОтветитьУдалить
  2. Ален, уже много времени прошло с тех пор. как я читала гавальдовскую игру в петанк, но помню, что не понравилось совсем. По сравнению с ее же Просто вместе или 35 кило надежды..
    Фантастику не читаю, ну ты в курсе;) А вот философию любила очень. Что пригодилось-не знаю, наверное мышление в целом;)) зато помню слова преподавателя, что когда человек что-то доказывает внутри своей парадигмы-переубедить его невозможно! И чем дальше живу, тем больше понимаю справедливость этих слов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот точно! Про парадигму. :) Сама б так в жизни не сформулировала, но согласна на все 100%.
      Игра в петанк, конечно, с Просто вместе и рядом не стояла. Но язык гавальды мне здесь понравился. Затянуто, нудно - да. Но язык... Вот эта ее манера рисовать короткими отрывистыми мазками... Люблю. "Глоток свободы" у нее гораздо слабее. Как-то совсем уж ни о чем.

      Удалить