11 марта 2015 г.

Читаю

Рэй Брэдбери "Давайте все убьем Констанцию"
Через семнадцать лет после написания первого романа серии нуарных детективов автор решился-таки покончить с великолепной Констанцией Раттиген.  Собрал на "поминки" всех оставшихся в живых героев из первой части, стряхнул пыль и закрутил...
Калейдоскоп? Щелк, щелк - перемещаются цветные стекляшки, меняются портреты: форма губ, цвет волос, прически, эпатажные манеры ярких голливудских звезд начала 20-го века. 
Или кинопроектор? Щелк, щелк - черная тоска безумием ложится на плечи: газетный коллекционер задыхается под гнетом устаревших новостей, честный священник - под гнетом снедающей его тайны исповеди, предсказательница - под гнетом былого и грядущего, престарелый кинооператор - под гнетом черно-белых воспоминаний. И по всем этим кадрам яркой вспышкой беснующаяся и невероятная безумная звезда - Констанция Раттиган.
Общая атмосфера произведения напоминает сюрреалистичную фантазию "Надвигается беда", а декорации и сюжетные ходы годятся для новой программы цирка Дю Солей. Но в общем, сквозь всю эту феерию заметно проглядывает ода молодому сентиментальному и наивному писаке с честным лицом и благороднымм сердцем, отмеченному печатью вечности, мечтающему о славе Стейнбека и Жюля Верна и замыслевшему роман о недалеком будущем,  пылающих книгах и герое с запахом керосина. 
Ах, этот скромняга старина Рэй...

Кент Хант "Эти странные австралийцы"
Я надеюсь, что это худшая книга в серии. Потому что она ужасна. Кажется, автор задался целью отвратить всех от своей страны, при этом не рассказывая о ней ничего конкретного.
Жесткая халтура: кажется, любой, пользуясь одним лишь интернетом и не зная заведомо ничего об Австралии, и то написал бы очерк получше. Странные и неинформативные статьи в один абзац, совершенно сумбурный их порядок: Беседы, Погода, Оскорбления. И мухи, упоминающиеся стопиццот раз на каждой странице к месту и не к месту. Полный ржач, безумный стеб и больше ни-че-го. Годится разве что в качестве туалетного чтива. Да и то можно туда что-то поинтереснее подобрать.
А если вас интересует Австралия, прочтите лучше что-нибудь другое!


Анатолий Ким "Белка"
Знаете, бывают такие книги... Бывают ТАКИЕ книги... Да-да, именно ТАКИЕ!
Почему это написала не я? Как так вышло, что автор выражает именно мою душу, мое мировоззрение и пишет, пусть и иносказательно, но именно обо мне? Идеальное совпадение!
...движемся внутри великого божества, имя которому Вселенная, самотворящего начала, творца света и тьмы, воздушной прохлады и теплых акварельных мазков в небе, - творит и убирает, рисует и смывает, поверх смытого пишет новую картину, и, благодушному, увлеченному процессом собственного творчества, ему безразлично дороги все его работы, как и должно быть у подлинного художника; поэтому и наплевать ему, зверь или человек перед ним, он обоих любит, не замечая своих ошибок, безразлично ему и то, что в каждом из нас возьмет верх - величие духа или низменная радость плоти; ему не до исправления ошибок - коли заметит ее, то долой уберет неудачное изделие и заменит новым, однако ошибки эти носим в себе мы, его искрометные творения, таскаем в тростинках своих костей, в жилах натужных, в печени, болящей от алкоголя, в аппендиксе, геморрое, в раковой опухоли, в злостной мошонке, в несчастной утробе, в утренней желчности, вечерней хандре, в желании первым вскочить в автобус, отпихнув бабку с корзиной и бидоном, в слезах зависти, в хохоте злорадства, в жажде убить из крупнокалиберного ружья красавца лося...
Вообще, я заметила, Ким один из тех писателей, кто вызывает в читателях либо "неуемный восторг и восхищение", либо абсолютное неприятие "никак и ниочем". Я из первой категории.

Писатель смело берется за сложные экзистенциальные вопросы: кто мы, зачем явились в этот мир, и есть ли в этом вообще какой-то смысл? Извечный дуализм нашей натуры (дух - материя, человек - животное, разум - инстинкты) он безжалостно вытаскивает на первый план и делает ключевым при помощи восхитительных аллегорий и притч. Понятие настоящего Человека выводится через сравнение с оборотнями, руководствующимися в жизни низменными порывами и желаниями, творчество провозглашается главным делом истинной жизни, через которое единственно можно прикоснуться к вечности, а любовь - главным достоянием человечества. Хотя вот как раз, на мой взгляд, именно в христианских мотивах и заключаются редкие фальшивые нотки в этом гимне жизни и гармонии.
Мне давно импонирует подобная советская мораль (человек - звучит гордо; сеять разумное, доброе, светлое, бескорыстное; идея всеобщего коллективного МЫ с посильным вкладом каждого индивидуума) с легкими нотками дзэн.
Ты есть всего лишь часть видоизменяющегося мирового пространства, случайно названная именем ..., и твоя жизнь столь же необходима миру, как прыжок кузнечика с места на место или зарождение новой звезды в космосе.
Кстати, что-то подобное я встречала и у И.Ефремова в его "Лезвии бритвы". А идею звериного заговора позже позаимствовал, упростил и лихо оседлал В. Пелевин в своей "Священной книге оборотня".

Хенрик Мейнандер "История Финляндии"
Как ни странно, но обратить свое внимание на историю Финляндии меня заставила Анна-Лена Лоурен с ее явно политическим монологом "У них что-то с головой, у этих русских". Честно говоря, да, захотелось разобраться, что же у них там с головой, у этих финнов, и почему они нам русским так громко и неприкрыто завидуют.
Прямо скажем, мне практически ничего не было известно об истории этой страны из нашего школьного курса, кроме разве что мимолетного упоминания о том, что выступала она во Второй мировой войне почему-то на стороне Германии. Да еще бабушка мне рассказывала о какой-то Карело-Финской войне, которая случилась внезапно перед самой Великой Отечественной... В наших учебниках ей уделялось так мало внимания, что она казалась мимолетной, случайной и вообще практически мифом. А между тем, по мнению самих финнов именно она определила все дальнейшее поведение Финляндии на международной арене. Зимняя война - российский опыт агрессии. Ну, или международный заговор о принесении в жертву молодой неокрепшей страны ненасытным сверхдержавам.
Да, было очень интересно взглянуть на всем известные европейские исторические события глазами северного соседа, несмотря на этот скучный и невыразительный язык школьного учебника, которым написана книга: голые факты, имена, даты - краткая выжимка, сухой экстракт.
И в очередной раз прочитав об истории становления молодого национального государства, я прихожу к выводу, что национализм, как и национальное самосознание вообще - искусственно выведенное в душах людей зло. О какой вообще государственной независимости может идти речь, если практически ни одна страна в мире сегодня не способна существовать изолированно и самостоятельно без экспорта, импорта, субсидий и кредитов, не говоря уж о безоглядной внешней политике? К чему эти глупые амбиции и дележ политического пирога?

Комментариев нет:

Отправить комментарий